Среди прочих, в Польше есть самобытная этническая группа, кашубы, населяющая часть Польского поморья. Если случится вам побывать в Гданьске и его окрестностях, знайте, что здесь и живет польский этнос со своим гербом, гимном, флагом и региональным языком. Много кашубов проживает в городах Гдыня и Картузы.
Название этноса в Польше происходит от слова «хуба», означающего складки на одежде (традиционная одежда народа кашубы с очень широкими складками).
География кашубов
Местоположение кашубов отграничено Вислой, Балтийским морем, реками Пясница и Брда. Культурным центром нации является Гданьск, а на их гербе изображен гриф на золотом фоне.
Численность населения кашубов – от 50000 по одним данным до 500000 по другим.
Десятки тысяч представителей народности в наше время проживают не только в Польше, но в Канаде и Латинской Америке.
19 марта представители самобытного этноса отмечают национальный праздник – День единения кашубов.
Язык кашубов
Вообще, кашубы считают себя поляками по гражданству, а кашубами – по этнической принадлежности, относясь к славянской группе.
Долго шли споры о языке кашубов, является ли он диалектом или самостоятельной единицей. Сегодня в Польше около 6000 детей учат кашубский язык в школе как дополнительный и даже сдают экзамены на этом регионарном языке.
Более того, существует более 70 диалектов кашубского языка.
Кстати, в речи кашубов присутствует слова, заимствованные из немецкого языка. Этот факт имеет историческое обоснование: некогда территория, где сейчас проживают кашубы, принадлежала Западной Пруссии.
Национальный костюм кашубов
Как для женщин, так и для мужчин, основой национального костюма является белая рубаха.
Следующий предмет комплекта – это жилет, расшитый золотыми и серебряными нитями.
Мужчины сверху жилета носят синий кафтан или коричневую сермягу (это верхняя одежда из грубого сукна). Кафтан переходит по наследству из поколения в поколение и ценится на вес золота.
Женская верхняя одежда сшита из аксамита (ткани, напоминающей одновременно шелк и бархат). Юбка – из грубого шерстяного материала, в складку, чаще синего, зеленого, вишневого или желтого цвета. Сверху – передник, расшитый по нижнему краю.
Народное творчество кашубов
До XX века у кашубов было в приоритете изготовление сувениров и украшений из янтаря, пока на местности не стали иссякать запасы камня.
Зато керамическое производство здесь очень хорошо налажено из-за обилия глины. В мастерской Нецлув кроме продажи керамики специалисты предлагают попробовать себя на мастер-классах по изготовлению глиняных изделий.
В Кашубском музее имени Франциска Тредера представлены работы местных художников – роспись по стеклу на религиозную тематику. Большинство кашубов исповедует католицизм, лютеранство.
В начале XX столетия Теодора и Изыдора Гульковские популяризировали искусство вышивки и создали специальные классы для обучения женщин. В качестве образцов для узоров брали комбинации элементов со старинных предметов одежды. Яркие краски – оттенки синего, красный, черный, зеленый и желтый преобладают в вышивке местных мастериц.
Сувениры, связанные с искусством и культурой кашубов продаются не только в Гданьске, но и в других городах Польши.
Туризм в местность кашубов
Экскурсии к кашубам популярны среди любителей аутентичных мест. Окрестности Гданьска (небольшие поселения) называют «польской Швейцарией» из-за необычайной природной красоты. Панорама открывается с холма Вежица – самой высокой ближайшей к поселению точки. Чистые ручьи, красивые озера и леса – все как с картинки.
В деревне Шимбарке (40 км от Гданьска) действует исторический музей, отражающий быт и жизнедеятельность кашубов. Сейчас построения в местности в основном новые, но музей очень интересный. Билеты недорогие (около 2,5 евро), гиды молодые и увлеченные своим делом.
Для туристов представлен зал с самой большой в мире доской-столом, пруд с рыбой, где посетители с удовольствием рыбачат, уголок, посвященный полякам, сосланным в Сибирь во время польских восстаний в 1830 и 1863, и много другого.
Но особенно знаменита местность Шимбарк своим перевернутым домом (вход 2,5 евро). Идея создания такого необычного строения возникла у бизнесмена и архитектора Даниеля Чапевски. Так он символически изобразил коммунизм, который ворвался в жизнь поляков и перевернул все с ног на голову.
На втором этаже перевернутого дома расположены картины с сюжетами коммунизма, фашизма и экологических бедствий.
В Шимбарк из Гданьска курсирует автобус каждые полтора часа. Поворот на поселение символично отмечен перевернутыми деревьями.
Основная организация, которая заботится о сохранении самобытности и традициях кашубов, — Кашубско-Поморский союз.